Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ - это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения, рассчитанная на длительный срок.
Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Для достижения целей значение имеют:
Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитием каждого ребенка;
Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
Творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;
Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
Уважительное отношение к результатам детского творчества;
Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
С целью снижения заболеваемости в детском саду разработана и успешно применяется система закаливающих мероприятий в повседневной жизни и специально организованная. Используются все природные факторы: вода, воздух, солнце. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.
Обширная профилактическая работа включает в себя:
облегченную одежду для детей в детском саду
соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья.
соблюдение температурного режима в течение дня
дыхательную гимнастику после сна
мытье прохладной водой рук по локоть
правильную организацию прогулки и ее длительность
неспецифическую профилактику респираторных заболеваний (фитотерапия и отвары шиповника).
Во время адаптационного периода для детей создается щадящий режим:
В детском саду выполняются все виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
сокращенный день для малыша
повышенное внимание со стороны персонала группы.
Элементы медико-профилактической технологии
организация мониторинга здоровья дошкольников
разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,
физического развития дошкольников,
закаливания;
организация профилактических мероприятий в детском саду;
организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН;
организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Элементы физкультурно-оздоровительной технологии
развитие физических качеств, двигательной активности
становление физической культуры дошкольников,
дыхательная гимнастика,
профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье
Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:
Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/
Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/
Дыхательная гимнастика
Воздушные ванны /перед сном, после сна/
Физкультурные занятия /3 раза в неделю/
Пальчиковая гимнастика
Витаминизация: соки, напитки
Профилактические прививки
Закаливание солнцем, водой /в летний период/
Профилактика плоскостопия /ежедневно/
Профилактика осанки детей /ежедневно/
Физкультминутки /ежедневно/
Подвижные игры /ежедневно/
Прогулки /в теплое время года/
Проводить работу с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в течении года
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом. Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах. Планируются медико-педагогические совещания.
В своей работе воспитатели детского сада используют различные виды образовательной деятельности, среди которых преобладают:
сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
занятия-тренировки основных видов движений;
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы она действительно давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей на прогулке в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятий, на котором дети сидели, прогулка должна начинаться с пробежки, подвижной игры; в теплое время или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр и т.д.
Необходимо учить педагогов определять признаки утомления у детей по изменению окраски кожи, выражению лица, частоте дыхания, появлению потливости и своевременно регулировать характер их деятельности, переключая на более спокойный или, наоборот, интенсивный. Для того, чтобы дети не перегревались и не простужались, необходим правильный подбор одежды в соответствии с состоянием здоровья и погодными условиями, выход на прогулку подгруппами, регулирование ее длительности в зависимости от сезона, возраста детей и их здоровья.
Воспитатель делает подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;
оборудование физкультурного уголка;
организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.
В систему оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, фитобар.
Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей.
СИСТЕМА И СОДЕРЖАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ.docx
МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА.docx
Что такое грипп и какова его опасность?
Грипп — это инфекционное заболевание, заболеть которым может любой человек. Возбудителем гриппа является вирус, который от инфицированных людей попадает в носоглотку окружающих.
Большинство людей болеют гриппом всего лишь несколько дней, но некоторые заболевают серьёзнее, возможно тяжёлое течение болезни, вплоть до смертельных исходов.
При гриппе обостряются имеющиеся хронические заболевания, кроме этого, грипп имеет обширный список возможных осложнений:
Лёгочные осложнения (пневмония, бронхит). Именно пневмония является причиной большинства смертельных исходов от гриппа.
Осложнения со стороны верхних дыхательных путей и ЛОР-органов (отит, синусит, ринит, трахеит).
Осложнения со стороны сердечно-сосудистой системы (миокардит, перикардит).
Осложнения со стороны нервной системы (менингит, менингоэнцефалит, энцефалит, невралгии, полирадикулоневриты).
Чтобы избежать возможных осложнений, важно своевременно проводить профилактику гриппа и правильно лечить само заболевание.
Обычно грипп начинается внезапно. Возбудители гриппа, вирусы типов А и В, отличаются агрессивностью и исключительно высокой скоростью размножения, поэтому за считанные часы после заражения вирус приводит к глубоким поражениям слизистой оболочки дыхательных путей, открывая возможности для проникновения в неё бактерий.
Среди симптомов гриппа — жар, температура 37,5–39 °С, головная боль, боль в мышцах, суставах, озноб, усталость, кашель, насморк или заложенный нос, боль и першение в горле.
Грипп можно перепутать с другими заболеваниями, поэтому чёткий диагноз должен поставить врач, он же назначает тактику лечения.
Что делать при заболевании гриппом?
Самому пациенту при первых симптомах нужно остаться дома, чтобы не только не заразить окружающих, но и вовремя заняться лечением, для чего необходимо немедленно обратиться к врачу. Для предупреждения дальнейшего распространения инфекции заболевшего нужно изолировать от здоровых лиц, желательно выделить отдельную комнату.
Важно!
Родители! Ни в коем случае не отправляйте заболевших детей в детский сад, школу, на культурно-массовые мероприятия. При гриппе крайне важно соблюдать постельный режим, так как при заболевании увеличивается нагрузка на сердечно-сосудистую, иммунную и другие системы организма.
Самолечение при гриппе недопустимо, и именно врач должен поставить диагноз и назначить необходимое лечение, соответствующее состоянию и возрасту пациента.
Для правильного лечения необходимо строго выполнять все рекомендации лечащего врача и своевременно принимать лекарства. Кроме этого, рекомендуется обильное питьё — это может быть горячий чай, клюквенный или брусничный морс, щелочные минеральные воды. Пить нужно чаще и как можно больше.
Важно!
При температуре 38 — 39°С вызовите участкового врача на дом либо бригаду «скорой помощи».
При кашле и чихании больной должен прикрывать рот и нос платком или салфеткой.
Помещение, где находится больной, необходимо регулярно проветривать и как можно чаще проводить там влажную уборку, желательно с применением дезинфицирующих средств, действующих на вирусы.
Общение с заболевшим гриппом следует ограничить, а при уходе за ним использовать медицинскую маску или марлевую повязку.
Как защитить себя от гриппа?
Согласно позиции Всемирной организации здравоохранения, наиболее эффективным средством против гриппа является вакцинация, ведь именно вакцина обеспечивает защиту от тех видов вируса гриппа, которые являются наиболее актуальными в данном эпидемиологическом сезоне и входят в её состав.
Введение в организм вакцины не может вызвать заболевание, но путём выработки защитных антител стимулирует иммунную систему для борьбы с инфекцией. Эффективность вакцины от гриппа несравнимо выше всех неспецифических медицинских препаратов, которые можно принимать в течение зимних месяцев, например иммуномодуляторов, витаминов, гомеопатических средств, средств «народной медицины» и так далее.
Вакцинация рекомендуется всем группам населения, но особенно показана детям начиная с 6 месяцев, людям, страдающим хроническими заболеваниями, беременным женщинам, а также лицам из групп профессионального риска — медицинским работникам, учителям, студентам, работникам сферы обслуживания и транспорта.
Вакцинация должна проводиться за 2–3 недели до начала роста заболеваемости, делать прививку можно только в медицинском учреждении специально обученным медицинским персоналом, при этом перед вакцинацией обязателен осмотр врача.
Противопоказаний к вакцинации от гриппа немного. Прививку против гриппа нельзя делать при острых лихорадочных состояниях, в период обострения хронических заболеваний, при повышенной чувствительности организма к яичному белку (если он входит в состав вакцины).
Сделав прививку от гриппа, вы защищаете свой организм от атаки наиболее опасных вирусов — вирусов гриппа, но остается ещё более 200 видов вирусов, которые менее опасны для человека, но также могут явиться причиной заболевания ОРВИ. Поэтому в период эпидемического подъёма заболеваемости ОРВИ и гриппом рекомендуется принимать меры неспецифической профилактики.
Правила профилактики гриппа:
Сделайте прививку против гриппа до начала эпидемического сезона
Сократите время пребывания в местах массовых скоплений людей и общественном транспорте
Пользуйтесь маской в местах скопления людей
Избегайте тесных контактов с людьми, которые имеют признаки заболевания, например чихают или кашляют
Регулярно тщательно мойте руки с мылом, особенно после улицы и общественного транспорта
Промывайте полость носа, особенно после улицы и общественного транспорта
Регулярно проветривайте помещение, в котором находитесь
Регулярно делайте влажную уборку в помещении, в котором находитесь
Увлажняйте воздух в помещении, в котором находитесь
Ешьте как можно больше продуктов, содержащих витамин С (клюква, брусника, лимон и др.)
Ешьте как можно больше блюд с добавлением чеснока и лука
По рекомендации врача используйте препараты и средства, повышающие иммунитет
В случае появления заболевших гриппом в семье или рабочем коллективе — начинайте приём противовирусных препаратов с профилактической целью (по согласованию с врачом с учётом противопоказаний и согласно инструкции по применению препарата)
Ведите здоровый образ жизни, высыпайтесь, сбалансированно питайтесь и регулярно занимайтесь физкультурой
Вся работа МОУ Детский сад № 214 строится на принципах охраны жизни и здоровья детей. Проведение утреннего фильтра детей при приеме в учреждение осуществляется в соответствии с СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". от 28.09.2020 г.
Коллектив нашего учреждения определил для себя следующие условия, сберегающие здоровье детей: материально-технические (соответствующие нормативам помещения, мебель, оборудование, материалы, инвентарь, наличие необходимых игрушек и пособий) санитарно-эпидемиологические (соответствующие нормативам освещение, отопление, воздухообмен, гигиена помещений и оборудования, соблюдение режима дня, питания, учебных занятий) психолого-педагогические (стиль взаимодействия взрослых с ребенком, подбор и уровень реализации учебных программ, применение педагогических методик и технологий, создание соответствующей возрасту предметно-развивающей среды) медицинское сопровождение (определение состояния здоровья детей,оценка уровня их физического развития, координация работы педагогов на основе данных анализа состояния здоровья, лечебно-профилактическая работа).
В Учреждении для воспитанников создана образовательная среда, способствующая гармоничному развитию личности ребенка и обеспечивающая охрану жизни и укрепление здоровья детей.